Приоритетный национальный проект «Безопасные и качественные дороги», фактически стартовавший в крупнейших российских городских агломерациях в этом году, предполагает внедрение Интеллектуальных транспортных систем. Что «интеллектуального» субъекты могут установить у себя, зачем и каким образом - эти и другие вопросы обсудили представители федеральных ведомств, Госдумы РФ, органов исполнительной власти регионов, а также бизнес-сообществ во время конференции «ИТС - регионам» в Орле на прошлой неделе.
Напомним, что в целом проект БКД преследует две ключевые цели - увеличение протяженности дорог в нормативном состоянии (к концу 2018 года - не менее 50%, к концу 2020 года - не менее 85%), а также сокращение мест концентрации ДТП (к концу 2018 года - 50% выявленных аварийных точек, к концу 2020 года - 85%). Проект также нацелен на оптимизацию дорожного движения, синхронизацию развития всех видов транспорта в агломерации и прочее. Решением поставленных задач станет и ремонт, капремонт, строительство дорог, и обустройство элементов улично-дорожной сети, преобразование дорожных участков, но, что важно, все виды работ не должны быть отдельно взятыми объектами, они должны стать общей комфортной безопасной транспортной системой агломерации. И в этой связи ИТС становится уже не целью проекта, а необходимым инструментом достижения его целевых показателей.
«Сегодня дорожный комплекс находится на пороге больших перемен. Расширение границ применения ИТС по всей России является важнейшим этапом для развития дорожно-транспортной отрасли. Мы все прекрасно знаем, что предназначение автомобильной дороги - это обеспечение безопасного, комфортного, быстрого перемещения пассажиров и грузов. Внедрение ИТС в автомобильные дороги позволит уже в ближайшем будущем достичь этих критериев. Умные технологии должны дать мощнейший толчок повышению безопасности дорожного движения. Безусловно, мы все прекрасно понимаем, что ИТС преследует собой на сегодняшний день две важнейшие задачи. Это, прежде всего, обеспечение безопасности на автомобильных дорогах, и, во-вторых, обеспечение сохранности наших региональных, федеральных и местных автомобильных дорог. Безусловно, создание автоматизированных систем контроля за нарушениями правил дорожного движения, а также эффективных систем весового контроля, работающих в автоматическом режиме на автомобильных дорогах всех категорий, должны выполнить две озвученные мной основные задачи», - отметил в своем выступлении член Комитета по транспорту и строительству Госдумы РФ Сергей Тен.
ИТС для безопасности
Интеллектуальные транспортные системы, в их числе мониторинг и управление транспортными потоками, прогнозирование движения, контроль дорожных работ и двусторонней связи с пользователями дорог с помощью мобильных приложений, автоматизированные системы фиксации нарушений, весогабаритного контроля и прочее, позволят обеспечить безопасность движения на автомобильных дорогах. При этом, по мнению специалистов, к данному вопросу необходимо подходить комплексно. На примере реализации комплексной схемы организации дорожного движения с использованием ИТС в рамках мероприятия рассказал заместитель руководителя по транспортному планированию и информационно-аналитическому обеспечению ЦОДД столицы Александр Поляков. Для столицы создана детальная точная карта с указанием улиц, установленными и запроектированными дорожными знаками, «тепловые карты» движения автомобилей, общественного транспорта, такси, на которых цвет участка улицы меняется в зависимости от интенсивности движения или образования затора. По словам Полякова, такие карты позволяют выявить «горячие точки» и принять решения для ликвидации заторовых ситуаций. При скоплении общественного транспорта - изменить маршрутную сеть, такси -обустроить специальные парковочные места для цивилизованного бизнеса пассажирских перевозок, личного транспорта - перенастроить режим работы светофоров и тому подобное. «Тепловые карты» передают информацию об обстановке на улицах в ЦОДД и далее пользователям дорог в режиме реального времени, а принятие решений на основе карт по проведению работ позволяют улучшить движение и повысить безопасность его участников.
Существенную роль, по словам Полякова, в безопасности движения и в его качестве играют комплексы фото и видеофиксации нарушений ПДД. Представитель ЦОДД столицы рассказал, что город начинал с администрирования одного нарушения - превышение скоростного режима, но постепенно к нему добавлялась фиксация и движения по выделенной полосе, и езда по обочине, и выезд на загруженный перекресток, и не пропуск пешехода. Сейчас в Москве камеры фиксируют 21 нарушение ПДД, что позволило дисциплинировать водителей, уменьшить количество пробок и повысить безопасность движения.
«Простой пример - пять лет назад в Москве погибало (на дорогах - прим. ред.) в год 1,2 тыс. человек, сейчас благодаря комплексной схеме, системе фото и видеофиксации - 587. Вполовину уменьшилось», - рассказал Александр Поляков.
Конечно, регионы не располагают такими финансовыми ресурсами, как Москва, даже те, кто получает федеральную помощь в рамках проекта БКД, но, как отметил Поляков, работа ИТС в столице уже возвращает городу вложенные средства, и системы выполняют функцию восполнения бюджета. При этом сами элементы ИТС вполне реальны для внедрения в субъектах. Правда, существуют и не столь реалистичные варианты. Как рассказал Поляков, есть, например, «фантазия» на тему того, чтобы на улицах не ставить дорожные знаки, об их требованиях рассказывал бы водителю навигатор, а на улицах остались бы только знаки «Пешеходный переход», все остальные «ушли» бы в виртуальное исполнение. Тем не менее, задумка такая есть, пусть пока только и «если пофантазировать».
Пример внедрения различных ИТС, объединенных в итоге в единую систему, на дорогах Новосибирской области представил начальник отдела информационных технологий и связи ГКУ «Территориальное управление автодорог Новосибирской области» Алексей Конкин. По его словам, на трассах в области на одном программном обеспечении работает целый комплекс различных «умных» транспортных систем. Так, в регионе настроена навигационная система контроля выполнения работ в рамках дорожных контрактов, автоматизированная система метеорологического контроля, которая позволяет прогнозировать непогоду, оперативно принимать меры для обеспечения безопасного и бесперебойного движения. По словам, Конкина, прошедшей зимой в регионе неоднократно были сильные метели, снежные штормы, но ЧС на трассах удалось избежать, в том числе и благодаря предупредительным мерам, проводимым по итогам метеоконтроля. Также в Новосибирской области функционирует автоматизированная система информирования водителей, система видеонаблюдения, автоматизированная система весогабаритного контроля, система мониторинга транспортных потоков. Специалисты по итогам доклада Конкина отметили, что регион реализовал цельную комплексную «умную» транспортную систему, с которой могут брать пример другие субъекты страны.
ИТС для сохранности дорог
Второй задачей ИТС, как было сказано выше, является обеспечение сохранности существующей дорожной сети, и в этом случае ставки делаются на весогабаритный контроль, поскольку, по мнению специалистов, именно грузовой транспорт наносит больший ущерб автодорогам.
«Для того чтобы автомобильные дороги были хорошими, можно увеличивать объемы дорожных работ, но бюджетная обеспеченность сегодня не позволяет нам этого делать, поэтому можно говорить о еще одном направлении - это снижение ущерба для автомобильных дорог, снижение количества транспортных средств, движущихся с перегрузом. Это направление деятельности является крайне актуальным для субъектов России», - отметил генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.
По его словам, в 68 субъектах страны в настоящий момент на региональных дорогах работают 53 стационарных пункта весового контроля, а также 276 передвижных пунктов. Кроме того, в регионах внедряются автоматизированные пункты весогабаритного контроля, позволяющие взвесить и оценить габариты транспортного средства без его остановки за счет датчиков в покрытии дороги, камер на рамках. На региональных дорогах таковых пунктов сейчас 31, в ближайшие два года планируется обустроить еще порядка 120 пунктов весогабаритного контроля, работающих в автоматическом режиме.
На федеральных трассах России также уже работают автоматизированные пункты весогабаритного контроля. По словам заместителя начальника Управления строительства и эксплуатации дорог Федерального дорожного агентства Александра Яхнюка, на федеральных трассах работают полностью в автоматическом режиме девять пунктов весогабаритного контроля, еще 16 - совмещенные. Планируется, что в 2018 году на федеральных дорогах будет функционировать уже 125 автоматизированных пунктов контроля веса и габаритов грузовых авто, в 2020 году - 387 пунктов. Стоит отметить, что финансовая схема реализации системы весогабаритного контроля на федеральной сети в настоящий момент еще не определена. В Правительство РФ подана частная концессионная инициатива о создании системы весогабаритного контроля от «РТ-Инвест Транспортные системы» (оператор «Платона»), но поскольку это сложный проект, ожидается, что концессия будет подписана не раньше следующего года даже в том случае, если заявку признают полностью удовлетворительной. Ранее глава Росавтодора Роман Старовойт сообщал, что, по оценкам экспертов, от 30% до 50% рамок системы взимания платы за проезд по федеральным трассам «Платон» можно совместить с системой весогабаритного контроля.
В целом специалисты однозначно сходятся во мнении, что пункты весогабаритного контроля снижают количество нарушений правил транспортировки грузов. В тоже время субъекты сообщают, что с установкой автоматизированных пунктов на федеральных трассах существенно увеличивается грузопоток на региональных дорогах - по ним грузовики объезжают «федеральные пункты». Так, по словам представителя из Ярославской области, рост грузового трафика отмечается на дороге «Сергиев Посад - Череповец» после появления пункта на трассе М-8 «Холмогоры».
В связи с этим регионы пытаются оперативно реагировать на появление «умных» весов на федеральных трассах, чтобы сохранить свои дороги. Вологодская область, где уже работают пункты на трассах М-8 «Холмогоры» и А-114 «Вологда - Новая Ладога», планирует в ближайшее время установить на региональных дорогах шесть автоматизированных пунктов весогабаритного контроля. Архангельская область намерена установить «у себя» пять пунктов, в этом регионе оборудование для автоматического взвешивания весов установлено на М-8 в Вельске и на подъезде к Архангельску.
Критерием оценки реализации агломерациями программ в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» послужит, в том числе и удовлетворенность граждан состоянием улично-дорожной сети, то есть насколько она качественна, удобна и безопасна. Добиться этого субъектам позволят, в том числе, Интеллектуальные и транспортные системы.
«В заключение хотелось бы отметить, что наиболее очевидный путь развития дорожно-транспортного комплекса, учитывая высокие темпы развития информационных технологий и насущную проблему государства в более эффективном использовании ресурсов при одновременном уменьшении человеческих потерь, будет зависеть от внедрения использования Интеллектуальных транспортных систем. И оценка этому послужит степень удовлетворенности граждан состоянием наших дорог и их безопасность», - отметил замглавы Росавтодора Игорь Астахов во время выступления на конференции «ИТС - регионам».
По материалам ДорИнфо.